Настоящей статьёй попробуем начать серьёзный разговор о творчестве восходящей звезды современной российской поп-музыки, исполнителя и автора песен Марка Тишмана.
СТАРАЯ ПЛАСТИНКА (экскурс в прошлое)
Середина 1970-х, эпоха ВИА - вокально-инструментальных ансамблей. Это ни что иное, как наш официальный "ответ Чемберлену". Молодёжь хочет слушать"ролингов" и Уэббера, играть, как Клэптон, и петь, как Гилан, и советский минкульт, чай, там не только дураки сидели, понимает, что сопротивляться нахлынувшей волне невозможно и даже где-то неприлично. Выход прост, элегантен и многократно испытан: если движение нельзя повернуть вспять или запретить, то его нужно хорошенько возглавить, а возглавив, как следует исказить. Так и появились все эти "синие птицы", "самоцветы", "добры молодцы", "червоны руты"... Реквизит, инструменты, костюмы, даже причёски - всё другое, похожее на забугорное, а содержание нисколечко не меняется, как пели советские песни, так и поют: "Мой адрес не дом и не улица", "На дальней станции сойду", "Там за облаками+". И дело не в том, что не могли или не хотели, так было надо. Ну, а кто всё-таки через это "надо" пытался перешагнуть, либо уходил в андеграунд, то бишь, вакуум, либо искал спасение в новых, имеющих шанс на "проходняк", формах, либо совершенно неожиданных ходах. Это внук Председателя Верховного Совета Стас Намин мог позволить себе быть смелым и отчаянным, у большинства же, как у сапёров, было право только на одну ошибку.
Таким неожиданным ходом в середине 70-х стала ставка на ретро, которую сделал ансамбль "Ариэль". Прозвучавшая сначала по радио, а затем и в одной из популярнейших телепередач песня "Старая пластинка" мгновенно стала шлягером. В чём же был секрет? Песня просто-напросто устроила всех. Начнём с того, что её автором всё-таки был, на минуточку, Никита Богословский, выдающийся мастер песенного жанра, во-вторых, под названием "Песенка извозчика" в исполнении другого мэтра отечественной эстрады Леонида Утёсова эта "незатейливая вещица" уже была "хитом" 1930-х годов и, таким образом, повторно покорила сердца старшего поколения, в-третьих, в новой аранжировке с использованием современных инструментов песня прозвучала не просто свежо, но ничуть не хуже, чем "там" и, в то же время, объединила в себе не только новый стиль, но и уже очень популярный на то время так называемый "городской блатняк", т.е. читай, шансон. Итак, "мы имеем" на своей стороне старшее поколение - раз, молодое - два и всех остальных - три!
Придумку "Ариэля" подхватили другие и каждый раз, если это было не буквальное повторение, фишка срабатывала.
В 1980-х, когда один за другим пали запреты, всё-таки окончательный переворот в музыке, как этап общей сексуальной революции, свершился,
и надобность в использовании ретро-приёмов отпала.
Как оказалось, не надолго. Но новая волна ретро - все эти старые песни о главном - просто своего рода социальный заказ. Через несколько лет после развала Союза естественна тяга людей к восстановлению порушенного, символов родного и стабильного. Есть социальный заказ - сделаем чего изволите, таков закон рынка, который был основным законом шоу-бизнеса даже в те времена, когда шоу-бизнес существовал только в форме Госконцерта . Однако социальный заказ такого рода рано или поздно тоже проходит. А ретро, хоть ты его стреляй, живёт себе и живёт. В чём же дело на этот раз?
Новое тысячелетие, новое время, господа! А новых песен-то и нет. В очередной раз искусство оказалось в долгу. И это происходит не только в нашем жанре. Застой в литературе, стагнация в кино, театре, живописи, ёлки зелёные, в балете нет свежих идей!!! Вы что же, думаете просто так Антониони с Бергманом умерли в один день, прожив до этого чуть ли не по сто лет каждый? Всю жизнь выдумывали символы новой эстетики, вот и смерть свою превратив в такой же символ. А символов теперешней эпохи нет, идей нет, песен нет. Сплошные ремейки да сиквеллы!
На этом-то перепутье и видится один из немногих путей хоть как-то растрясти застоявшееся болото. Нет новых песен? Нет проблем, будем петь старые, но "по-главному"! если хотите, стратегическому пути.
На концерте, посвящённому юбилею Андрея Дементьева прозвучало большое количество бывших шлягеров. Но только один прозвучал так, как будто это была абсолютно неизвестная песня. Как это сделано?
Оказывается, мало создать оригинальную аранжировку, создающую эффект неузнаваемости. Мало изменить темп от аллегро к анданте. Нужен точно избранный певец-соавтор. Марк Тишман исполнил песню Раймонда Паулса "Я тебя рисую" так, что любой, кто помнит работу Яака Йоала, самого западного певца СССР, согласится, это не просто свежее прочтение, давшее песне вторую жизнь, а создание совершенно самостоятельного произведения. Мягкий тембр, лёгкая пластика, сочетающая умелое монотональное скольжение-альтерацию и виртуозное владение обертонами. Плюс перед нами предстал не только высокопрофессиональный певец, но и тончайший лирик, выразительный актёр, мастер, способный в трёхминутном сюжете изобразить выпуклый, красочный этюд, превращающий привычный штамп в органичный, наполненный щедрым воздухом спектакль. И какая мне, слушателю-зрителю, разница, что Дементьев рифмует той - мой или дня - меня, развешивает клюкву сорта "теперьсомнойтынавсегда" , когда настоящий автор песни, звучащей впервые, предлагает влюбиться и пережить этот роман без пошлости и надрыва, но светло и с достоинством. Итак, я голосую за ретро имени Тишмана.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=nUqAkvkp4jg[/youtube]