Вот, наконец, собрала свои мысли и ощущения от выступления ребят...вот как-то так.
Если заглянуть в энциклопедию, то можно узнать, что ноктюрн (от фр. nocturne — «ночной») распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера.
В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. Романтики предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня.
Именно такая мелодия Арно Бабаджаняна легла в основу песни, и стихи, написанные для нее Рождественским, глубоко элегичны. Весь строй этой песни, ее атмосфера несет в себе несуетное раздумье, размышление, обращенное к любимому человеку, наполненное нежностью и светлой печалью. Помните как у Пушкина...
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Для меня эта песня никогда не несла ощущения трагедии светлой или еще какой-нибудь, это элегия, и Марк с Нонной спели ее именно так. Я боялась, что они тоже пойдут на поводу тех стереотипов в отношении песни, которые сложились после исполнения Магомаева. Это был безусловно великий певец, и его исполнение является очень мощным, но оно загнало песню в определенные штампы, которые мешают многим услышать ее элегичность и непафосность.
Но ребята меня не разочаровали. В их исполнении нет пафоса и эмоционального накручивания, оно глубоко лирично, когда слушаешь ребят, становится "грустно и легко", охватывает ощущение "светлой печали" и нежности.
Еще вот что хотелось бы отметить. Ребята смогли найти верный стиль именно дуэтного исполнения этой песни, которую многие привыкли слышать как сольную и "мужскую"... и стиль этот мне напомнил чем-то дуэт Беседина и Тараненко, если кто-то помнит такой очень хороший дуэт. Если помните, в этом дуэте партия Тараненко всегда была сдержанной, лиричной, чуть отстраненной, отступающей на второй план, а Беседина вносила в исполнение нерв, страсть, яркие эмоции, это был их "фирменный" стиль исполнения. Вот и в "Ноктюрне" партия Марка прозвучала мягко, сдержанно, лирично, чуть отстраненно, а Нонна пела более эмоционально, страстно, трепетно... баритон Марка в припеве мягко окутывал высокий звонкий голос Нонны, и получалось очень гармонично и красиво. Это был именно настоящий дуэт, а не просто пение вдвоем...
Правильным решением было, на мой взгляд, отказаться от постановки для этой песне, она была бы лишней...этой песне достаточно просто звучать и больше ничего... жаль, что рояль был не белый, как хотел Марк, а гламурно-зеркальный, но струи дождя, окутывающие сцену, это был очень красивый ход, украсивший номер.